Меню сайта

Охрана труда

Концепция «Vision Zero» направлена на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. С каждым годом к ней присоединяются новые организации региона.

«Vision Zero» — подход, преобразующий содержание профилактики, в котором объединяются три аспекта трудовой деятельности всех уровней — безопасности, здоровья и благополучия. Безопасные и здоровые условия труда не только являются юридическим и моральным обязательством, но и окупаются экономически.

http://git.gov.by/page/vision_zero

 

 

Высокая ответственность

Охрана труда – один из главных вопросов, находящихся на контроле Белорусского профессионального союза работников образования и науки. В преддверии начала учебного года поговорили с главным техническим инспектором труда Профсоюза Мариной Леонидовной Лесун.

Основной и фундаментальный принцип охраны труда – предотвращение производственного травматизма и профзаболеваний. Ведь за каждым случаем стоит жизнь и здоровье человека, членов его семьи. А задача отраслевого профсоюза защитить права работника, обязать руководителя обеспечить ему здоровые и безопасные условия труда. Именно на этих принципах строится работа отраслевой технической инспекции труда.

Охрана труда и  безопасность образовательного процесса – проблема вечная, особенно учитывая нашу традиционную надежду на «авось» и «небось». Поэтому успешная деятельность технических инспекторов труда и общественных инспекторов по охране труда Профсоюза – залог жизни и здоровья работников и обучающихся.

Главный упор при проверках технических инспекторов делается не только на выявление нарушений, но и на оказание организационной и методической помощи руководителям учреждений образования. С этой целью мы широко используем Интернет, разрабатываем методические пособия, рекомендации, информационные листовки, в которых лаконично, в форме алгоритма, излагаются различные проблемные вопросы.

Ежегодно мы принимаем участие в подготовке детских оздоровительных лагерей к их функционированию в летний период. В мае-июне текущего года главные технические инспекторы труда проводили мониторинг соблюдения законодательства об охране труда в воспитательно-оздоровительных лагерях и центрах отрасли образования.

В рамках мониторинга было проведено 46 мониторингов, выдано руководителям 42 рекомендации, выявлено 266 нарушений требований безопасности.

Установлено, что с целью безопасного пребывания детей в оздоровительных лагерях и центрах, а также создания безопасных условий труда работников были выполнены работы по удалению аварийных деревьев на территориях лагерей,  ремонту спальных комнат, душевых и санитарно-бытовых помещений, замене оконных и дверных блоков, замене технологического оборудования в пищеблоках, приобретению твердого и мягкого инвентаря (мебель, белье), приобретению кондиционеров и калориферов, бактерицидных ламп, бойлеров, замене асфальтового покрытия.

В настоящее время проводятся мониторинги по организации работы при временной вторичной занятости несовершеннолетних обучающихся и безопасности работ студенческих отрядов на базе учреждений образования.

Но горячая летняя пора заканчивается и учреждениям образования  необходимо готовиться к началу учебного года.

Вопросов много: и завершение ремонтных работ, и обеспечение безопасной перевозки детей школьными автобусами, и прохождение работниками обязательных медицинских осмотров, и подготовка и обновление локальных нормативных актов для грамотной организации работы по охране труда.

Организация работы по охране труда в учреждении образования должна начинаться с разработки Системы управления охраной труда.

Однако чтобы система работала и была эффективной, нужно, чтобы каждый работник, начиная с руководителя учреждения образования, имел четкое представление о том, для чего она разработана, знал свои права и прямые обязанности в вопросах обеспечения труда и беспрекословно их исполнял.

Ответственность должностных лиц за организацию охраны труда, эксплуатацию объектов повышенной опасности, оборудования, безопасное проведение работ в учреждении образования руководитель распределяет своим приказом перед началом нового учебного года.

Грамотно распределив обязанности, начинаем работу по организации охраны труда. С этой целью предлагаем примерный приказ о назначении ответственных лиц по охране труда.

Примерный образец приказа о назначении ответственных должностных лиц по охране труда

ПРИКАЗ

№       от

О назначении ответственных

должностных лиц по охране труда

В целях совершенствования работы по охране труда, обеспечения соблюдения законодательства об охране труда и в соответствии с Системой управления охраной труда в учреждении общего среднего (дошкольного) образования,

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Назначить:

1.1. Ответственным за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в учреждении общего среднего (дошкольного) образования —

__________________________________________.

                             Ф.И.О., должность заместителя руководителя

Основание: ст.17 Закона РБ от 23 июня 2008 № 356-З (в ред. от 18 декабря 2019г.).

 

1.2. Ответственным за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий при проведении образовательного процесса с обучающимися — ______________________________________________

Ф.И.О., должность заместителя руководителя

Основание: ст.83 Кодекса Республики Беларусь (в ред. от 14.01.2022г.).

 

1.3. Уполномоченное должностное лицо (Ф.И.О.) учреждения общего среднего (дошкольного) образования, на  которого возложить обязанности специалиста по охране труда (после соответствующего обучения).

Основание: ст.20 Закона РБ от 23 июня 2008 № 356-З (в ред. от 18 декабря 2019г.).

 

1.4. Ответственным за общее состояние электрохозяйства в учреждении общего среднего (дошкольного) образования в соответствии с  приказом  Центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций рай(гор)исполкома №___ от___ — (инженер-электрик Центра либо специалист специализированной организации по договору с Центром).Ф.И.О., должность

Основание: п.4.1.4., п.4.1.5.. п.4.1.2., 4.1.7. ТКП 181-2023 (33240) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей».

 

1.5. Ответственным за общее состояние теплового хозяйства в учреждении общего среднего (дошкольного) образования —________________________________________________________.

Заместитель руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством после соответствующего обучения и проверки знаний либо специалист специализированной организации по договору с Центром). ФИО, должность

Основание: п.4.3., 4.5., 4.7. ТКП 458-2023 (33240) «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей».

 

1.6. Ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, – (должность, ФИО).

Основание: п.231 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением МЧС РБ от 28.01.2016 № 7).

 

1.7. Ответственным за правильную эксплуатацию, сохранность, ремонт и проведение текущих осмотров зданий и сооружений — ______________________________________________________________.

Ф.И.О. и должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством

Основание: п.51 Правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 01.07.2021 № 53; пп.4.10 и 5.3 СН 1.04.01 – 2020 «Техническое состояние зданий и сооружений».

 

1.8. Ответственным за техническое состояние, исправность и соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации вентиляционных систем —

________________________________________________________________

Ф.И.О. и должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством

Основание: глава 6 Правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53.

 

1.9. Ответственным за подготовку  ремонтных и огневых работ на территории учреждения образования силами подрядной организации—

_____________________________________________________________.

Ф.И.О., должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством

Основание: Правила по охране труда при выполнении строительных работ, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 31.05.2019 № 24/33;  Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7.

 

1.10. Ответственным за проведение погрузочно-разгрузочных работ —

____________________________________________________________.

Ф.И.О. и должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством

Основание: п. 11, п.12 Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.01.2018 № 12.

 

1.11.  Лицом, уполномоченным за проведение осмотра транспортных средств при их подготовке к выезду в соответствии с  приказом  Центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций рай(гор)исполкома  №_  от__  (инженер-механик Центра)Ф.И.О., должность либо должностное лицо учреждения образования, прошедшее соответствующее обучение.

Основание: п.11 Правил по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты РБ и Минтранспорта и коммуникаций РБ от 06.12.2022 № 78/104.

 

1.12.Уполномоченным на проведение приборного контроля опьянения – (должность, ФИО работника учреждения образования либо медработник по договору с учреждением здравоохранения №__ от–).

Основание: п.2 Инструкции о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, утв. постановлением Минтранспорта и коммуникаций РБ и Минсельхоза и продовольствии РБ от 09.07. 2013 № 25/28 (в ред. от 06.12.2022).

 

1.13. Ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию станочного оборудования — ________________________.

                        Ф.И.О. и должность учителя технического труда

Основание: глава 8 Правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53.

 

1.14. Ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования в пищеблоке, прачечной — ________________________________________________________________

Ф.И.О. и должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством, или шеф-повара

          Основание: Основание: глава 8 Правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53.

 

1.15. Ответственным по контролю за техническим состоянием, поддержанием в исправном состоянии, проведением техобслуживания, ремонта, периодичности испытания  ручного переносного электромеханического инструмента — __________________________-__________________________________________________________.

  Ф.И.О. и должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством

Основание: глава 10 Правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53.

 

1.16. Ответственным за осуществление контроля за состоянием и безопасной эксплуатацией приставных лестниц и лестниц-стремянок — ________________________________________________________________.

Ф.И.О. и должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством

Основание: Правила охраны труда при работе на высоте, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52.

 

1.17. Ответственным за учет, хранение, сбор и сдачу на утилизацию отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп — _______________________________________________________________.

Ф.И.О. и должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством

          Основание: Положение МЧС о порядке учета, хранения и сбора ртути, ртутьсодержащих отходов от 03.08.1998.

 

1.18. Ответственным за исправностью, своевременным ремонтом при пользовании спортивным и игровым оборудованием — __________________________________.

                   Ф.И.О., должность

          Основание: ГОСТ 34614.3 – 2019 Межгосударственный стандарт

 

1.19. Ответственными за состояние охраны труда, пожарной безопасности, здоровых и безопасных условий при проведении образовательного процесса в следующих кабинетах и помещениях:

          кабинете химии (других кабинетах) — ________________________;

учитель(ля) химии

          компьютерном классе — ___________________________________;

учитель(ля) информатики

          учебных мастерских — ____________________________________;

учитель(ля) технического труда

          спортивном зале — ________________________________________;

учитель(ля) физкультуры

актовом зале — ___________________________________________;

один из заместителей руководителя

          прачечной — _____________________________________________;

заведующий хозяйством

          пищеблоке — _____________________________________________;

шеф-повар или заведующий хозяйством

 

групповом помещении – ___________________________________;

воспитатель группы

 

          Основание: СУОТ учреждения общего среднего (дошкольного) образования

  1. Утвердить:

           2.1. Состав комиссии по проверке знаний работающих по вопросам охраны труда:

 

председатель комиссии: ________________________

                 Ф.И.О., должность

заместитель

председателя:     ___________________

         Ф.И.О., должность

секретарь

комиссии             ___________________

       Ф.И.О., должность

члены

комиссии             ___________________

                                 Ф.И.О., должность

          Основание: Положение о порядке создания и деятельности комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210.

 

2.2. Состав комиссии по ежеквартальному контролю за соблюдением работниками требований по охране труда:

 

председатель комиссии:

руководитель (заместитель)

учреждения образования: ________________________

                               Ф.И.О., должность

 

Должностное лицо, на которого

возложены обязанности специалиста

по охране  труда:  _____________________

              Ф.И.О., должность

 

непосредственные руководители

работ:                   ____________________

       Ф.И.О., должность

          Основание: п.8. Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.05.2020 № 51.

 

  • Состав комиссии по общим техническим осмотрам зданий и сооружений:

 

председатель комиссии: ________________________

              Ф.И.О., должность

члены комиссии:          ___________________

                 Ф.И.О., должность

с обязательным участием специалиста Центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций (представителя собственника зданий, по согласованию) Ф.И.О., должность

          Основание: п. 5.1.-5.4. строительных норм СН 1..04.01 – 2020, утв. постановлением Минархитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.10.2020 № 64.

 

  1. Всем работникам учреждения образования немедленно уведомлять руководителя учреждения образования обо всех несчастных случаях на производстве, произошедших с ними или другими работниками учреждения, а также с обучающимися во время проведения образовательного процесса, внеклассных и внешкольных мероприятий.

 

  1. Ответственному лицу за организацию охраны труда ____________________

Ф.И.О., должность

обеспечить контроль за выполнением настоящего приказа.

 

Руководитель учреждения общего

среднего (дошкольного) образования                       Подпись               Ф.И.О.

 

С приказом ознакомлены:

 

 

Главный технический

инспектор труда                                                                      М.Л.Лесун