Концепция «Vision Zero» направлена на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. С каждым годом к ней присоединяются новые организации региона.
«Vision Zero» — подход, преобразующий содержание профилактики, в котором объединяются три аспекта трудовой деятельности всех уровней — безопасности, здоровья и благополучия. Безопасные и здоровые условия труда не только являются юридическим и моральным обязательством, но и окупаются экономически.
http://git.gov.by/page/vision_zero
Высокая ответственность
Охрана труда – один из главных вопросов, находящихся на контроле Белорусского профессионального союза работников образования и науки. В преддверии начала учебного года поговорили с главным техническим инспектором труда Профсоюза Мариной Леонидовной Лесун.
Основной и фундаментальный принцип охраны труда – предотвращение производственного травматизма и профзаболеваний. Ведь за каждым случаем стоит жизнь и здоровье человека, членов его семьи. А задача отраслевого профсоюза защитить права работника, обязать руководителя обеспечить ему здоровые и безопасные условия труда. Именно на этих принципах строится работа отраслевой технической инспекции труда.
Охрана труда и безопасность образовательного процесса – проблема вечная, особенно учитывая нашу традиционную надежду на «авось» и «небось». Поэтому успешная деятельность технических инспекторов труда и общественных инспекторов по охране труда Профсоюза – залог жизни и здоровья работников и обучающихся.
Главный упор при проверках технических инспекторов делается не только на выявление нарушений, но и на оказание организационной и методической помощи руководителям учреждений образования. С этой целью мы широко используем Интернет, разрабатываем методические пособия, рекомендации, информационные листовки, в которых лаконично, в форме алгоритма, излагаются различные проблемные вопросы.
Ежегодно мы принимаем участие в подготовке детских оздоровительных лагерей к их функционированию в летний период. В мае-июне текущего года главные технические инспекторы труда проводили мониторинг соблюдения законодательства об охране труда в воспитательно-оздоровительных лагерях и центрах отрасли образования.
В рамках мониторинга было проведено 46 мониторингов, выдано руководителям 42 рекомендации, выявлено 266 нарушений требований безопасности.
Установлено, что с целью безопасного пребывания детей в оздоровительных лагерях и центрах, а также создания безопасных условий труда работников были выполнены работы по удалению аварийных деревьев на территориях лагерей, ремонту спальных комнат, душевых и санитарно-бытовых помещений, замене оконных и дверных блоков, замене технологического оборудования в пищеблоках, приобретению твердого и мягкого инвентаря (мебель, белье), приобретению кондиционеров и калориферов, бактерицидных ламп, бойлеров, замене асфальтового покрытия.
В настоящее время проводятся мониторинги по организации работы при временной вторичной занятости несовершеннолетних обучающихся и безопасности работ студенческих отрядов на базе учреждений образования.
Но горячая летняя пора заканчивается и учреждениям образования необходимо готовиться к началу учебного года.
Вопросов много: и завершение ремонтных работ, и обеспечение безопасной перевозки детей школьными автобусами, и прохождение работниками обязательных медицинских осмотров, и подготовка и обновление локальных нормативных актов для грамотной организации работы по охране труда.
Организация работы по охране труда в учреждении образования должна начинаться с разработки Системы управления охраной труда.
Однако чтобы система работала и была эффективной, нужно, чтобы каждый работник, начиная с руководителя учреждения образования, имел четкое представление о том, для чего она разработана, знал свои права и прямые обязанности в вопросах обеспечения труда и беспрекословно их исполнял.
Ответственность должностных лиц за организацию охраны труда, эксплуатацию объектов повышенной опасности, оборудования, безопасное проведение работ в учреждении образования руководитель распределяет своим приказом перед началом нового учебного года.
Грамотно распределив обязанности, начинаем работу по организации охраны труда. С этой целью предлагаем примерный приказ о назначении ответственных лиц по охране труда.
Примерный образец приказа о назначении ответственных должностных лиц по охране труда
ПРИКАЗ
№ от
О назначении ответственных
должностных лиц по охране труда
В целях совершенствования работы по охране труда, обеспечения соблюдения законодательства об охране труда и в соответствии с Системой управления охраной труда в учреждении общего среднего (дошкольного) образования,
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Назначить:
1.1. Ответственным за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в учреждении общего среднего (дошкольного) образования —
__________________________________________.
Ф.И.О., должность заместителя руководителя
Основание: ст.17 Закона РБ от 23 июня 2008 № 356-З (в ред. от 18 декабря 2019г.).
1.2. Ответственным за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий при проведении образовательного процесса с обучающимися — ______________________________________________
Ф.И.О., должность заместителя руководителя
Основание: ст.83 Кодекса Республики Беларусь (в ред. от 14.01.2022г.).
1.3. Уполномоченное должностное лицо (Ф.И.О.) учреждения общего среднего (дошкольного) образования, на которого возложить обязанности специалиста по охране труда (после соответствующего обучения).
Основание: ст.20 Закона РБ от 23 июня 2008 № 356-З (в ред. от 18 декабря 2019г.).
1.4. Ответственным за общее состояние электрохозяйства в учреждении общего среднего (дошкольного) образования в соответствии с приказом Центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций рай(гор)исполкома №___ от___ — (инженер-электрик Центра либо специалист специализированной организации по договору с Центром).Ф.И.О., должность
Основание: п.4.1.4., п.4.1.5.. п.4.1.2., 4.1.7. ТКП 181-2023 (33240) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей».
1.5. Ответственным за общее состояние теплового хозяйства в учреждении общего среднего (дошкольного) образования —________________________________________________________.
Заместитель руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством после соответствующего обучения и проверки знаний либо специалист специализированной организации по договору с Центром). ФИО, должность
Основание: п.4.3., 4.5., 4.7. ТКП 458-2023 (33240) «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей».
1.6. Ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, – (должность, ФИО).
Основание: п.231 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением МЧС РБ от 28.01.2016 № 7).
1.7. Ответственным за правильную эксплуатацию, сохранность, ремонт и проведение текущих осмотров зданий и сооружений — ______________________________________________________________.
Ф.И.О. и должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством
Основание: п.51 Правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 01.07.2021 № 53; пп.4.10 и 5.3 СН 1.04.01 – 2020 «Техническое состояние зданий и сооружений».
1.8. Ответственным за техническое состояние, исправность и соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации вентиляционных систем —
________________________________________________________________
Ф.И.О. и должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством
Основание: глава 6 Правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53.
1.9. Ответственным за подготовку ремонтных и огневых работ на территории учреждения образования силами подрядной организации—
_____________________________________________________________.
Ф.И.О., должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством
Основание: Правила по охране труда при выполнении строительных работ, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 31.05.2019 № 24/33; Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7.
1.10. Ответственным за проведение погрузочно-разгрузочных работ —
____________________________________________________________.
Ф.И.О. и должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством
Основание: п. 11, п.12 Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.01.2018 № 12.
1.11. Лицом, уполномоченным за проведение осмотра транспортных средств при их подготовке к выезду в соответствии с приказом Центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций рай(гор)исполкома №_ от__ (инженер-механик Центра)Ф.И.О., должность либо должностное лицо учреждения образования, прошедшее соответствующее обучение.
Основание: п.11 Правил по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты РБ и Минтранспорта и коммуникаций РБ от 06.12.2022 № 78/104.
1.12.Уполномоченным на проведение приборного контроля опьянения – (должность, ФИО работника учреждения образования либо медработник по договору с учреждением здравоохранения №__ от–).
Основание: п.2 Инструкции о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, утв. постановлением Минтранспорта и коммуникаций РБ и Минсельхоза и продовольствии РБ от 09.07. 2013 № 25/28 (в ред. от 06.12.2022).
1.13. Ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию станочного оборудования — ________________________.
Ф.И.О. и должность учителя технического труда
Основание: глава 8 Правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53.
1.14. Ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования в пищеблоке, прачечной — ________________________________________________________________
Ф.И.О. и должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством, или шеф-повара
Основание: Основание: глава 8 Правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53.
1.15. Ответственным по контролю за техническим состоянием, поддержанием в исправном состоянии, проведением техобслуживания, ремонта, периодичности испытания ручного переносного электромеханического инструмента — __________________________-__________________________________________________________.
Ф.И.О. и должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством
Основание: глава 10 Правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53.
1.16. Ответственным за осуществление контроля за состоянием и безопасной эксплуатацией приставных лестниц и лестниц-стремянок — ________________________________________________________________.
Ф.И.О. и должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством
Основание: Правила охраны труда при работе на высоте, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52.
1.17. Ответственным за учет, хранение, сбор и сдачу на утилизацию отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп — _______________________________________________________________.
Ф.И.О. и должность заместителя руководителя по хозяйственной работе или заведующего хозяйством
Основание: Положение МЧС о порядке учета, хранения и сбора ртути, ртутьсодержащих отходов от 03.08.1998.
1.18. Ответственным за исправностью, своевременным ремонтом при пользовании спортивным и игровым оборудованием — __________________________________.
Ф.И.О., должность
Основание: ГОСТ 34614.3 – 2019 Межгосударственный стандарт
1.19. Ответственными за состояние охраны труда, пожарной безопасности, здоровых и безопасных условий при проведении образовательного процесса в следующих кабинетах и помещениях:
кабинете химии (других кабинетах) — ________________________;
учитель(ля) химии
компьютерном классе — ___________________________________;
учитель(ля) информатики
учебных мастерских — ____________________________________;
учитель(ля) технического труда
спортивном зале — ________________________________________;
учитель(ля) физкультуры
актовом зале — ___________________________________________;
один из заместителей руководителя
прачечной — _____________________________________________;
заведующий хозяйством
пищеблоке — _____________________________________________;
шеф-повар или заведующий хозяйством
групповом помещении – ___________________________________;
воспитатель группы
Основание: СУОТ учреждения общего среднего (дошкольного) образования
- Утвердить:
2.1. Состав комиссии по проверке знаний работающих по вопросам охраны труда:
председатель комиссии: ________________________
Ф.И.О., должность
заместитель
председателя: ___________________
Ф.И.О., должность
секретарь
комиссии ___________________
Ф.И.О., должность
члены
комиссии ___________________
Ф.И.О., должность
Основание: Положение о порядке создания и деятельности комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210.
2.2. Состав комиссии по ежеквартальному контролю за соблюдением работниками требований по охране труда:
председатель комиссии:
руководитель (заместитель)
учреждения образования: ________________________
Ф.И.О., должность
Должностное лицо, на которого
возложены обязанности специалиста
по охране труда: _____________________
Ф.И.О., должность
непосредственные руководители
работ: ____________________
Ф.И.О., должность
Основание: п.8. Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.05.2020 № 51.
- Состав комиссии по общим техническим осмотрам зданий и сооружений:
председатель комиссии: ________________________
Ф.И.О., должность
члены комиссии: ___________________
Ф.И.О., должность
с обязательным участием специалиста Центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций (представителя собственника зданий, по согласованию) Ф.И.О., должность
Основание: п. 5.1.-5.4. строительных норм СН 1..04.01 – 2020, утв. постановлением Минархитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.10.2020 № 64.
- Всем работникам учреждения образования немедленно уведомлять руководителя учреждения образования обо всех несчастных случаях на производстве, произошедших с ними или другими работниками учреждения, а также с обучающимися во время проведения образовательного процесса, внеклассных и внешкольных мероприятий.
- Ответственному лицу за организацию охраны труда ____________________
Ф.И.О., должность
обеспечить контроль за выполнением настоящего приказа.
Руководитель учреждения общего
среднего (дошкольного) образования Подпись Ф.И.О.
С приказом ознакомлены:
…
Главный технический
инспектор труда М.Л.Лесун